Традиции чаепития

Традиции чаепития так или иначе связаны со страной, давшей чаю путевку в большую жизнь,— с Древним Китаем.

В Китае формирование чайного ритуала прошло несколько этапов. По мере того как этот удивительный напиток открывал людям свои секреты, формировалось отношение к чаю не просто как к напитку, утоляющему жажду, а как к чему-то большему, помогающему человеку уйти от мелких бытовых проблем повседневной жизни, сосредоточиться и поразмышлять о высоком, увидеть неожиданное в привычном, понять неизвестное в известном.

Поэтому постепенно усложнялась процедура чаепития, где каждое движение, кроме прямого значения, несло в себе глубокий философский смысл.

В Древнем Китае чайная церемония начиналась с того, что человек должен был внутренне психологически подготовиться: освободиться от всего неприятного, раздражающего, болезненного и второстепенного. Только когда покой и тишина снисходили в душу человека и он как бы настраивался на одну волну с природой и мирозданием, только тогда, считали жители Древнего Китая, он был готов к чайному ритуалу. Когда-то чай, как уже сказано выше, пили лишь в императорских дворцах и в домах аристократов, потом его полюбили и бедняки.

Немного позже специально для проведения чайных церемоний стали строить чайные павильоны: необыкновенно красивые, легкие, полные света и воздуха изысканные сооружения. Как правило, они располагались на лоне живописной природы: пышная растительность, масса ароматных цветов, журчание ручья и пение птиц были своеобразной рамой для чудесной картины — чайного павильона. Внешнюю пышность и красоту подчеркивала простота внутреннего убранства — в павильонах стояли небольшие диванчики, стулья, столики, отдельно находились чайные принадлежности. По вечерам здесь зажигали красочные бумажные фонарики, приглашали музыкантов — все должно было настроить на восторженное восприятие окружающего мира. Сюда приходили поразмышлять, пообщаться, отдохнуть за спокойной и неторопливой беседой или просто утолить жажду.

Китайский способ приготовления чая.

Конечно же, он не был одинаковым во все долгие времена присутствия чая в культуре Китая: изменялись условия жизни, формировался чайный ритуал, совершенствовались способы приготовления экстракта бодрости. Но всегда знатоки считали, что этот процесс должен быть творческим, хотя и с соблюдением определенных правил. Главное в приготовлении чая — раскрыть весь букет его вкуса и аромата и наслаждаться напитком, получая при этом отдохновение от суеты.

Прежде всего следовало правильно выбрать чай, соответствующий желанию и настроению. Это мог быть черный, зеленый, красный или очень редкий и дорогой «императорский» желтый чай (см. раздел «И лекарство, и удовольствие»). Каждому виду соответствовала своя технология заваривания. Второе, не менее важное,— вода, которую используют для приготовления чая. Она должна быть свежей, взятой из родника, ручья или реки.

Третье — посуда для приготовления и употребления чайного напитка. По китайским традициям чайная посуда должна храниться вне кухни, заваривание чая тоже происходит в другом месте, чтобы никакие посторонние запахи не повлияли на его аромат. В древности императоры использовали посуду из золота и серебра. Позже китайцы отказались от металлической посуды, справедливо считая, что она портит букет напитка, и перешли на фарфоровую и керамическую. Даже ложечку или совок, которыми насыпают чай, делали из фарфора или бамбука.

Процесс заваривания чая. Интересный отрывок из китайского трактата XII века, описывающий этот процесс, приводит в своей книге «Приглашение к чаю» В.М. Семенов. В пересказе В.М. Семенова автор трактата император Хун Цунгом пишет, что прежде всего:

• необходимо острым инструментом отрезать от чайной лепешки нужное количество чая;

• тщательно его размельчить;

• просеять через ситечко;

• довести до кипения чистую воду из родника;

• положить порошок чая в «чьен» — мисочку — блюдце для настоя чая;

• вылить немного воды на этот чай;

• размешать настой бамбуковой палочкой, расщепленной на пряди с одного конца;

• медленно и маленькими глотками выпить чай из чьена;

• налить еще раз воду в чьен и выпить;

• съесть полученный осадок.

Позже этот способ видоизменился, стал более рациональным и в общих чертах остается неизменным до наших дней. С ХV-ХVI веков заваривать чай в Китае начали в гайванях. Гайвани — специальные чашки типа пиал объемом 200-250 мл с крышечкой, диаметр которой меньше диаметра верхнего края чашки. В такую емкость засыпают 4-5 г чая, заливают кипятком до 3/4 или половины объема. Время заваривания — 2-3 минуты. Из гайвани чай переливают в чашку так, чтобы крышка не приподнималась. Чай пьют в горячем виде маленькими глоточками без сахара и иных приправ. Выпив 3/4 содержимого гайвани, оставшийся осадок вновь заливают кипятком, и вся процедура для заваривания чая чаепития продолжается. Китайцы считают возможным заливать, как мы говорим, «заварку» до четырех раз. Используют в Китае и заварные чайники. Они всегда маленькие — емкостью до 0,5 литра. Чай в них заваривают и затем употребляют так же, как и в гайванях. Но есть любители чайного напитка, имеющие свой персональный чайник, и чай они пьют прямо из носика.

Оглавление

Hosted by uCoz